Общие сведения о библиотеке:
Библиотека расположена на втором этаже здания школы. Занимает изолированное приспособленное помещение. Абонемент совмещён с читальным залом. В библиотеке есть необходимая мебель: стеллажи, полки, стенки, столы, стулья, магнитофон, видеомагнитофон, компьютер.
Библиотекарь - Гусакова Татьяна Леонидовна
Основные функции библиотеки – образовательная, информационная, культурная.
Основными направлениями деятельности библиотеки являются
- обеспечение учебного и воспитательного процесса всеми формами и методами библиотечного и информационно-библиографического обслуживания;
- привлечение к систематическому чтению с целью успешного изучения учебных предметов, развития речи и мышления, познавательных интересов и способностей;
- привлечение к чтению художественной литературы с целью духовного и нравственного развития личности школьников;
- внедрение в практику работы новых информационно-коммуникативных технологий;
- расширение ассортимента информационных и библиотечных услуг и продуктов на базе автоматизации библиотечных процессов и новых технологий.
Работа с книжным фондом
Фонд библиотеки укомплектован учебной, программной художественной, отраслевой, справочной литературой для детей
- для младшего школьного возраста ( 1-4 классы)
- для среднего школьного возраста (5-8 классы);
- для старшего школьного возраста (9-11 классы);
- фонд периодических изданий;
- фонд учебной литературы с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса и федерального перечня учебников.
- фонд методической литературы.
Создан фонд медиа- и видеотеки.
Создана копилка методических материалов .
Контрольные показатели фонда:
- Всего – 14 486 экз., в том числе:
- Учебников – 12 027 экз.;
- Педагогической и методической литературы – 5 экз.;
- Художественной – 2454 экз.;
- Аудиовизуальных документов –
- Наименований газет – 5 ;
- Наименований журналов – 8.
Для обеспечения учета при работе с фондом ведется следующая документация:
- книга суммарного учета фонда;
- инвентарные книги
- папки приходных и расходных накладных;
- картотека учета учебников;
- тетрадь (инвентарная книга) учета учебников и художественной литературы
- тетрадь (инвентарная книга) учета литературы временного хранения;
- картотека ( тетрадь) учета поступления периодических изданий;
- тетрадь учета изданий, принятых от читателей взамен утерянных;
Записи в документах проводятся своевременно.
Доступ к основному фонду – свободный, к учебникам – закрытый.
Режим хранения фонда соблюдается.
В целях раскрытия фонда для читателей ведется картотека новых поступлений литературы, оформляются выставки новинок, тематические полки, открытые просмотры и т.д.
Обслуживание читателей
В библиотеке выделены следующие группы читателей
- Учащиеся 1-4 классов – 251 чел.
- Учащиеся 5-9 классов – 319 чел.
- Учащиеся 10-11 кл. - 57 чел.
- Педагогов 50 чел.
- Родителей - 27 чел.
Всего обслуживалось 704 читателей.
Библиотечное обслуживание осуществляется в соответствии с «Положением о библиотеке», а также «Правилами пользования библиотекой».
Массовые мероприятия
Наиболее значимыми мероприятиями:
«День знаний». Цель - помочь каждому ребёнку осознать неповторимость своей личности, а также личности каждого одноклассника; воспитывать в детях уважение к себе, сверстникам; прививать любовь к обучению, к стремлению получать новое на уроках и во внеурочное время; учить чтить, уважать и создавать традиции страны, города, школы, класса.
«День станицы» - посвященный дню станицы. Цель - выявление и корректировка знаний учащихся о своей малой родине.
«День казачества на Дону». Цель - познакомить учащихся с образом жизни казачества, как особого народа, с присущими ему суровыми нравами, необходимыми для выживания и защиты своей земли. Способствовать формированию чувства любви к своей Родине, патриотизма, уважения к традициям и обычаям наших предков.
«Донские атаманы». Цель - создать целостное представление о самобытной культуре донского казачества; ознакомить с жизнью выдающихся донских атаманов.
«По страницам книг русских писателей». Цель - знать творчество и произведения писателей; уметь выразительно читать текст художественного произведения; уметь определять основную мысль художественного текста.
«Новогодняя сказка». Цель - воспитание уважения к истории народа, его традициям, толерантности и сострадания к другим людям.
«Строки опаленные войной». Цель - познакомить учащихся с героическими страницами русской поэзии, прозы, показать значение литературы в годы Великой Отечественной войны.
«Рождество на Дону» . Цель - познакомить ребят с христианским праздником «Рождество»; научить понимать духовный мир человека; содействовать сплочению коллектива; созданию доброжелательных отношений, культуре поведения; воспитывать нравственные качества детей, способность сострадать, сочувствовать, прощать и любить; анализировать поступки, осуждать пороки.
«Спасибо, тебе, родная!» Цель - способствовать воспитанию любви и уважения к матери-женщине, матери-труженице; способствовать формированию понимания значимости матери в жизни каждого человека.
«Навсегда покоренные небом» Цель - способствовать элементарному пониманию значения «космос», «космонавт», познакомить с российским праздником – Днём космонавтики, героями космоса; расширить и углубить знания детей о космосе, дате первого полёта Юрия Гагарина в космос.
«Посвящение в читатели» Цель - познакомить детей с историей праздника «Книжкины именины», с «Правилами пользования библиотекой», «Правилами бережного обращения с книгой».
«Книжкина неделя»Цель - введение в практику разнообразных форм и методов работы с литературными произведениями, способствующих приобщению детей к книге для развития познавательной, творческой и эмоциональной активности детей; выявить знание детских сказок через различные виды игр; привлечь родителей к совместному творчеству в рамках «Недели детской книги»; воспитывать желание к постоянному общению с книгой и бережному отношению к ней.
«Живая классика» Цель - воспитание интереса к классике, к творчеству писателей; развитие творческого подхода к изучению литературы.
«Великая Победа…» Цель - рассказать о Великой Отечественной войне, о значении поэзии в годы Вов; показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями; воспитание высоких патриотических чувств.
«Шолохов в наших сердцах» Цель - дать представление о личности писателя и значении его произведений
«Сказка шагает по планете» Цель - воспитывать развитие поисковой познавательной деятельности, монологической речи учащихся, выразительного чтения, театральных данных; умения сравнивать, обобщать, анализировать.
Проводимые мероприятия направлены на популяризацию чтения и библиотеки, воспитание культуры чтения.
Активными читателями библиотеки являются учащиеся всех классов. Их привлекают детские книги, журналы. Читатели 7-8 классов отдают предпочтение литературе по школьной программе и периодическим изданиям. 9-11 классы отдают предпочтение периодическим изданиям для своего возраста и хотели бы значительно расширить ассортимент выписываемых в библиотеку изданий.
Работа с активом библиотеки
Активисты библиотеки в течение всего учебного являются хорошими помощниками библиотекаря. Они помогают проводить театрализованные открытые мероприятия, ведут работу по рейдам проверки учебной литературы учащихся школы, проводят беседы и викторины по всем направлениям, оформляют книжные выставки, помогают при приеме и выдачи учебников учащимся, принимают участие в рейде «Книжкина больница».
Работа с учебниками
В текущем году было получено учебной литературы 3 347 экз. Обеспеченность учебниками 100%. Значительно обновлен фонд учебной литературы по всем предметам
Задачи библиотеки
Расширить фонд детской литературы, художественной, особенно методической.
План работы школьной библиотеки
№ п\п |
Наименование мероприятий. |
Форма проведения |
Месяц. |
1 |
1 сентября – День Знаний. |
Беседа. |
Сентябрь. |
2 |
«Моя родная станица» |
Беседа |
Сентябрь |
3 |
«По страницам любимых книг». 200 лет А.К.Толстого |
Выставка книг |
Сентябрь |
4 |
Международный день грамотности. |
Беседа. |
Сентябрь |
5 |
История донского края |
Устный журнал. |
Октябрь. |
6 |
Доброта и уважение к пожилому человеку. |
Беседа. |
Октябрь |
7 |
«Мы донские казаки и казачки» |
Театрализованное представление. |
Октябрь |
8 |
Книги-юбиляры. |
Выставка книг |
Октябрь |
9 |
По страницам энциклопедии |
Беседа |
Октябрь |
10 |
Наша милиция нас бережет. |
Беседа |
Ноябрь |
11 |
День народного единства |
Беседа |
Ноябрь |
12 |
Роль книги в жизни человека. |
Устный журнал. |
Ноябрь. |
13 |
Словари. Работа со словарями. |
Библиотечный урок. |
Ноябрь. |
14 |
«Россия – 100 лет тому назад». |
Викторина |
Ноябрь. |
15 |
«А мамины глаза..» |
Устный журнал |
Ноябрь. |
16 |
«День милосердия» |
Беседа. |
Декабрь. |
17 |
«Вечная память неизвестному солдату» |
Беседа. |
Декабрь. |
18 |
Россия. Российская Федерация. По страницам энциклопедии. |
Беседа. |
Декабрь. |
19 |
«Где живет Дед Мороз?». |
Театрализованное представление |
Декабрь. |
20 |
Даниил Гранин «Блокадная книга». |
Беседа |
Декабрь. |
21 |
«Что ты знаешь о Сталинградской битве?» |
Беседа. |
Январь. |
22 |
«Освобождение Багаевского района от немецких захватчиков». |
Беседа. |
Январь. |
23 |
«Любимые стихи» |
Литературная викторина. |
Январь. |
24 |
«По страницам исторических книг». |
Выставка книг. |
Январь. |
25 |
«Международный день русского языка» |
Беседа |
Февраль. |
26 |
«День Отечества -23 февраля» |
Конкурс рисунков |
Февраль. |
27 |
«Как медведь трубку курил» |
Театрализованный журнал |
Февраль |
28 |
«Живая память» |
Встреча с афганцами. |
Февраль. |
29 |
«Мальчишки – горячие сердца». |
Викторина |
Февраль |
30 |
«Посвящение в читатели» |
Театрализованное представление |
Март |
31 |
«Мама, мамочка, мамуля!» |
Устный журнал. |
Март. |
32 |
«Крым и Россия...» |
Викторина. |
Март. |
33 |
Неделя книги. «Вместе с книгой навсегда». |
Театрализованное представление. |
Март |
34 |
«Книги юбиляра» |
Выставка книг |
Март |
35 |
«День православной книги» |
Выставка книг. Викторина. |
Март |
36 |
«Что ты знаешь о Космосе?» |
Беседа. Выставка книг. |
Апрель. |
37 |
«Здравствуй, Пасха!» |
Конкурс рисунков |
Апрель |
38 |
«Мама, папа и я – читающая семья». |
КВН |
Апрель |
39 |
«Казачество Дона» |
Беседа |
Апрель |
40 |
«Лучше нет родного края!» |
Устный журнал. |
Май. |
41 |
«Милые сердцу Донские рассказы». |
Беседа. |
Май. |
42 |
А.С.Пушкин и сказка |
Викторина |
Май |
43 |
«Колокола памяти». День Победы». |
Театрализованное представление. |
Май. |
44 |
У нас в гостях сказочные герои. |
Викторина |
В течение года |
45 |
О книге и библиотеке. |
Беседа, выставка книг, викторина. |
В течение года. |
46 |
Книга и ее создатели. |
Библиотечный урок. |
В течение года. |
47 |
Правила поведения в библиотеке. |
Беседа. |
В течение года. |
48 |
Что стоит на библиотечных полках? |
Беседа. |
В течение года. |
49 |
Научно популярная литература. |
Обзор литературы. |
В течение года. |
50 |
Периодическая печать для школьников. |
Обзор периодики. |
В течение года |
51 |
Алкоголь, наркомания, табакокурение. |
Беседа. |
В течение года |