ВКЛ / ВЫКЛ: ИЗОБРАЖЕНИЯ: ШРИФТ: A A A ФОН: Ц Ц Ц Ц

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Багаевская СОШ №2

Адрес: ст.Багаевская
Телефон: (863-57) 33-1-46
Почта: bag2school@yandex.ru
Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Багаевская СОШ №2

МЕНЮ

  Центральным в теории «безопасности» является понятие «угроза». Угроза и опасность - это совокупность условий и факторов, вызывающих нарушение нормального функционирования и развития человека и общества.

  Если говорить научным языком, - современная информационная среда - то есть «совокупность источников информации, в которых «погружена» конкретная аудитория» - может оказывать на объект, принимающий информацию (на реципиента) так называемое информационное воздействие - такой вид воздействия, при котором человек обращается к какому-либо источнику информации (например, к другому человеку) за сведениями о том, как следует поступать (или думать). То есть, проще говоря, в поведении героя художественного фильма (или героя печатного художественного произведения) ребёнок может увидеть пример для подражания.

Воздействие это может носить опасный для формирующейся личности характер и трансформироваться в угрозы информационной безопасности детей. Проще говоря, пример для подражания может оказаться вредным.

Угрозами информационно-психологической безопасности детей является:

  1. получение детьми непристойных (то есть не соответствующих принятым стандартам нравственности) материалов различного характера (например, порнографии, материалов, содержащих жестокость и ненормативную лексику, вульгарные или шокирующие выражения);
  2. получение детьми материалов, в содержании которых отражается национальная или другая (например, религиозная, социальная) нетерпимость и пропаганда расового, национального и религиозного неравенства или антиобщественного поведения;
  3. получение детьми материалов, содержащих рекламу и пропаганду опасной и вредной для здоровья человека продукции (например, алкоголя, табачных изделий, наркотических веществ).

Куда обращаться в случае интернет – угроз:

Кроме правоохранительных организаций можно обратиться:

  1. На горячую линию «Дети онлайн»: 8–800–250–0015(с 9 до 18 по рабочим дням, звонки по России бесплатные), e-mail:Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в вашем браузере должен быть включен Javascript.. Это первый в России общественный проект, целями которого является консультирование и оказание психологической помощи детям и подросткам, столкнувшимся со сложностями во время коммуникаций в Интернете.
  1. Родители (законные представители) несовершеннолетних могут обратиться в Центр защиты детей от интернет-угроз(ЦЗДИУ) через онлайн - форму. На сайте ЦЗДИУ указано, что Ваше обращение будет рассмотрено в течении 24 часов.

Также сообщается, что Центр работает не только на профилактику, но и на пресечение IT-угроз. Избранное направление деятельности не имеет аналогов, что подтверждается мнением ведущих специалистов и СМИ.

Номер телефона 8 (930) 888-65-15, в будние дни с 09:00 до 18:00 (не указано, что звонок бесплатный - ред.).

  1. На Горячую линиюРегиональной общественной организации «Центр Интернет-технологий»(РОЦИТ). Заполните заявку, приложите нужные ссылки и документы. С вами свяжутся в течение трех дней. Специалисты Горячей линии проконсультируют вас и при необходимости свяжутся с профильными организациями и госорганами, которые могут решить проблему.
  2. Подать сообщение в Роскомнадзоро ресурсе, содержащем запрещенную информацию.
  3. Оставить свое сообщение о противоправном Интернет-контенте на сайте Лиги безопасного интернета.

  Директор поисковой системы "Спутник", Максим Хромов 06.11.2014 рассказал ИТАР-ТАСС о проекте "Спутник.Дети". «Это будет поисковый сервис специально для детей. Область поиска составит коллекция сайтов, зарегистрированных в доменной зоне .Дети, а также детские сайты, найденные в Рунете автоматическими поисковыми роботами и анализаторами "Спутника", и сайты, отобранные партнерами проекта.

  Принять участие в развитии сервиса может любой владелец интернет-проекта для детей - достаточно предложить свой сайт на добавление в область поиска. Каждый ресурс проходит проверку асессорами поисковика и системой безопасности.

Быть хорошим родителем непросто в принципе, а в эпоху интернета еще сложнее: необходимо постоянно повышать свою квалификацию. Или пустить все на самотек в формате "ребенок чем-то занят в планшете - значит при деле". Наша задача повысить доступность качественного развивающего контента, а вместе с тем обозначить безопасную орбиту, внутри которой ребенок будет в безопасности», - объяснил Максим Хромов.

Директор "Спутника" считает, что мобильные устройства не мешают развитию детей. Более того, неправильно в мире современных технологий и гаджетов воспитывать ребенка в изоляции от них: в определенный момент он рискует оказаться отстающим. Все зависит от подхода к этому вопросу.

Следует специально подчеркнуть, что в связи с постоянным ростом детской и подростковой аудитории сети Интернет, все большую актуальность приобретает проблема обеспечения информационно-психологической безопасности детей и  подростков, общающихся в сети Интернет и социальных Интернет-сетях.

Для более точного понимания и системного изложения угроз информационно-психологической безопасности личности (ИПБ), следует рассмотреть определения данного понятия.

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" определяет информационную безопасность детей как «состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию» .

В настоящее время нет единого подхода к определению понятия информационно-психологической безопасности. Исследователи данного вопроса  выделяют собственные подходы к трактовке понятия ИПБ в соответствии с целями своего исследования. Так, на ранних этапах можно выделить подход к определению информационно-психологической безопасности как социокультурного феномена, как состояния общественного сознания, выделение информационно-психологической безопасности среды, психофизической безопасности. Позднее стали выделять  информационно-психологическую безопасность личности как состояние защищенности личности и целостное личностное образование, также исследователи стали рассматривать психологическую безопасность с точки зрения безопасности среды (образовательной, трудовой, воспитательной), выделять психолого-экологическую безопасность, обеспечиваемой за счет нравственно-экологического сознания, рассматривать социально-психологическую безопасность как состояние защищенности личности в обществе.

В целом, информационно-психологическая безопасность личности может быть определена как интегративное объединение, отражающее:

1)психологическую защищенность личности от негативных воздействий информационных факторов и психологического насилия, посредством информационных технологий, при которой обеспечивается защита психологического здоровья личности и удовлетворены базовые потребности личности в самосохранении;

2)психологическую суверенность личности, целостность, обеспечивающее возможности осознанного саморазвития.

В соответствии с данным определением, угрозы информационно-психологической безопасности будут непосредственно воздействовать или на состояние защищенности личности или подрывать  целостное личностное образование.

В таблице приведены основные угрозы информационно-психологической безопасности детей в сети Интернет.   Таблица

Угрозы информационно-психологической безопасности детей в сети Интернет

Компоненты ИПБ

Целостность личности

Защищенность личности

Угрозы ИПБ

Интернет-зависимость

Кибербуллинг

 

Виртуализация личности

«Опасные» материалы

Группы девиантного поведения, секты

Эмоциональные и поведенческие нарушения

Сексуальные домогательства

Таким образом, угрозы информационно-психологической безопасности воздействуют или на целостность личности, или на состояние защищенности личности. По-сути это внутренние и внешние угрозы ИПБ в том значении, в котором их употреблял Г. В. Грачев. Группа внутренних угроз, по нашему мнению, так же может быть названа «психологическими».

Группа внешних угроз представляет такие проблемы как группы девиантного поведения, «опасные» материалы, кибербуллинг, сексуальные домогательства. Данные угрозы могут быть нивелированы путем законодательного регулирования, родительского контроля, применения специальных программ ограничения доступа, но не всегда. Например, взаимодействие в современных Интернет-сетях зачастую позволяет злоумышленникам преодолевать данные ограничения.

1)Группы девиантного поведения

В сети Интернет существуют определенные группы, сети людей, объединенных определенной идеей девиантного поведения, часто носящие подчеркнуто негативный характер. Группа единомышленников стремится всячески расширять собственный состав участников, в том числе и за счет привлечения новых членов. В данном случае, подростковая аудитория является зачастую ключевой аудиторией подобных сообществ.

С. К. Тамазян классифицировала сетевые социальные организации подростков по своему назначению и роли на социально-негативные, социально-позитивные и социально-нейтральные.

К социально-негативным неформальным подростковым организациям, имеющим сетевую структуру, относятся сообщества спортивных фанатов, религиозно-ориентированные сообщества, прежде всего, языческого и сатанистского направлений, а также некоторые национально-патриотические сообщества. К социально-позитивным относятся неформальные объединения экологов и стрэйтэйджеров. Социально-нейтральными автор называет сетевые сообщества ролевиков, сторонников различных музыкальных течений и альтернативной культуры.

2)«Опасные» материалы.

Под определение проблематичного или «опасного» контента подпадают разнообразные материалы, но большинство исследователей фокусируются на тех, которые содержат сцены насилия (фильмы, музыка, изображения) и порнографию. В этой связи упоминаются агрессивные высказывания, комментарии, выражения ненависти, детская порнография, а также контент, который может быть определен как оскорбительный. К данной группе угроз также можно отнести проявления эксгибиционизма в сети.

 «Опасный» контент является причиной следующих проблем:

1) дети невольно сталкиваются с подобными материалами во время вполне «безобидных» сессий в интернете;

2) юные пользователи часто вполне компетентны для того, чтобы найти и получить доступ к запрещенному (родителями или законом) контенту;

3) произвольный или непроизвольный просмотр подобных материалов негативно сказывается на детской психике, поведении.

3)Сексуальные домогательства связаны с нежелательными контактами со злоумышленниками на почве сексуальных домогательств.

Исследования, проведенные в США, показывают, что чаще всего сексуальные домогательства в Сети исходят от ровесников детей (48%) или молодых взрослых в возрасте от 18 до 30 лет (30%), угрозы, исходящие от более взрослых пользователей (или от тех, чей возраст неизвестен), относительно малочисленны (4–9%). Не всегда угроза исходит от незнакомцев, 14% преследователей – это друзья, знакомые из реальной жизни детей.

4)Кибербуллинг – это издевательства, унижения, разоблачения, оскорбления, агрессивные нападки, преследования посредством Интернет-технологий.

Исследование "Дети России онлайн", осуществленноеeсотрудниками Фонда Развития Интернет, факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова и Федерального института развития образования Минобрнауки России, показывает, что основной площадкой кибербуллинга являются социальные сети. В них нередки случаи оскорбления человека в сообщениях, размещения унизительного контента через взламывание страницы жертвы или создания поддельной на ее имя. Особенно тяжело переживают кибербуллинг пользователи 9–10-ти лет: 52% детей этого возраста, сталкивались с кибербуллингом, в первую очередь девочки; 25% детей признались, что за последний год обижали или оскорбляли других людей в реальной жизни или в Интернете. Обращает на себя внимание тот факт, что в России субъектов буллинга в два раза больше, чем в среднем по европейским странам.

Вторая группа угроз информационно-психологической безопасности содержит внутренние угрозы: Интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие нарушения. Данный тип угроз действует на психологическом уровне, сложно поддается выявлению, медленно развивается и провоцирует нарушения детской психики и поведения.

1) Интернет-зависимость

В настоящее время явление Интернет-зависимости активно сейчас изучается  в психологической науке (Наумова Т. А., Дрепа М. И., Ф. А. Саглам, В. А. Лоскутова, О. В. Завалишина).

В первую очередь, Интернет-зависимость может быть определена как форма технологической зависимости, выражающаяся в стремлении к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния фиксацией внимания на Интернет-ресурсах, в ослаблении возможности самостоятельного контроля времени, проводимого в Сети.

В. А. Лоскутова выделяет  3 группы проявления Интернет-зависимости: Первая группа — это психологические проявления, в которую входят позитивные чувства и эйфория, испытываемая в процессе общения в сети, невозможность остановиться, проблемы с семьей и друзьями и т. д. Вторая группа — это физические проявления, в которую входят синдром карпального канала, сухость в глазах, боли в спине и т. д. Третья группа — это поведенческие проявления, в которую входят тяга к поиску в сети, навязчивое желание выйти в интернет и т. д. При этом, Интернет-зависимость проявляется при совокупности перечисленных признаков.

2)Виртуализация личности может быть рассмотрена в двух плоскостях:

1)создание виртуальной личности в сети Интернет и в социальной сети.

Здесь важно рассмотреть суть понятий «реальная» и «виртуальная» личность. Реальные личности – это пользователи, которые выходят в Интернет под своим именем и сетевая активность которых коррелирует с реальной жизнью. Причиной выхода в Интернет в качестве реальной личности может быть социальная ригидность, самодостаточность. Виртуальные личности именуются псевдонимами, а их биография в Интернете является вымышленной. Интенцией к созданию виртуальной личности может служить неудовлетворенность реальной жизнью, пресыщенность реальной жизнью, желание получить новые ощущения, потребность в конструировании иной – символической реальности для творческого самовыражения [5, с. 104].

2)подмена реального бытия в человеческом обществе  виртуальным бытием в сети Интернет – ресоциализация личности, что ведет к социальному отчуждению и искусственной «аутизации»  личности [3, с. 14-15]. Очевидно, что происходит виртуализации сознания, а соответственно игнорирование или виртуализация ответственности, принятия иных законов и норм отношений.

3) Эмоциональные и поведенческие нарушения приводят к:

- смене настроения и поведения ребенка после сеанса в Сети;

- перегруженности информацией;

эмоциональной холодности;

- эмоциональной нестабильности.

Итак, в настоящее время актуальной является проблема обеспечения информационно-психологической безопасности детей и подростков, общающихся в сети Интернет и социальных Интернет-сетях. Угрозы информационно-психологической безопасности непосредственно воздействуют или на состояние защищенности личности (кибербуллинг, «опасные» материалы, сексуальные домогательства, группы девиантного поведения в сети) или подрывают  целостное личностное образование (Интернет-зависимость, виртуализация личности, эмоциональные и поведенческие нарушения).

© 2020. Багаевская СОШ №2.